zhivoi (zhivoi) wrote in urban_legend_,
zhivoi
zhivoi
urban_legend_

Category:

Сеансы гипнопедии на лекциях по Общей Цитологии.

Легендарные истории Биофака МГУ о Лекционном Курсе Юрия Сергеевича Ченцова «Общая Цитология».


Юрий Сергеевич Ченцов – замечательный русский ученый, вот уже в течении десятков лет бессменный руководитель Кафедры Цитологии и Гистологии Биофака МГУ. Автор фундаментального лекционного курса по Общей Цитологии и и написанного по мотивам этого курса учебника. А преподает он эту одну из центральных биологических дисциплин первокурсникам, да еще в первом семестре, так что, можно без преувеличения сказать, что Юрий Сергеевич Ченцов (при всем моем уважении к другим великолепным лекторам Биофака) -- в первых рядах тех, кто формирует пытливые и способные к анализу нетривиальных задач мозги будущих выпускников-биологов лучшего ВУЗа России, и делает он это, надо признаться, хорошо!

Лекции по Общей Цитологии, на которых Юрий Сергеевич не только раскрывает суть классических работ по изучению клетки, но рассказывает и о новейших исследованиях, пользуются бешеной популярностью, они незабываемы, их все очень любят.

Студентами давно замечено, однако, что на Лекциях по Общей Цитологии происходят странные и даже немножечко мистические вещи.........




Внимание, предупреждение: Информация, изложенная в Легендах, базируется на университетском фольклоре и может не соответствовать дейсвительности!

Легенда 1-я.

Сеансы гипнопедии на Лекциях по Общей Цитологии.

Когда Юрий Сергеевич Ченцов читает свои лекции первокурсникам, он очень любит гасить свет на время демонстрации слайдов. А слайды эти он демонстрирует очень долго и тщательно, так что фактически большую часть его лекций студенты проводят в темноте. Поскольку в былые годы (уж не знаю, как сейчас) читал он свой курс, как правило, либо второй либо третьей (сразу обеденного перерыва) парой, а большая часть хронически недосыпающих первокурсников супротив такого соблазна на второй-третьей паре устоять не может, то, соответственно, студенты от темноты млеют, вырубаются и уносятся в сладкие дремы.

При этом выясняются очень интересные вещи.

Во-первых, подмечено, что по какой-то неочевидной причине каждый курс обычно делится на две почти равные части – на тех, кого сразу же смаривает в сон (они просыпают первую половину пары и бодрствуют на второй половине) и тех, кого, наоборот, в сон на первой половине пары не смаривает, зато они практически сразу отрубаются с началом второй половины пары! С чего бы это? И такой паттерн сна-бодрствования первокурсников довольно стабилен для каждого курса.

Во-вторых, за лекциями Ченцова замечена еще одна удивительная особеность. Как это ни странно звучит, но многие студенты хорошо запоминают материал лекций Ченцова, причем включая и материал той половины лекции, которую они проспали! -- Вот вроде и не слушали и не конспектировали, а как дойдет до дела – так помнят в деталях!

Парадокс!

Все это навевает мысли о столь популярных и активно пропапагандируемых в 1970-1980-х методах гипнопедии – обучения во сне, во время которых, по распрострненной версии, происходит записывание информации неосредственно на подкорку обучаемого и, говорят, что эффектвность такого метода, якобы, даже выше, чем у классической педагогики.

Вряд ли Юрий Сергеевич специально занимался нетрадициоными методиками преподавания цитологии, но, кто знает, возможно, его природный талант к Дидактике настолько велик, что, сам того не замечая и читая лекции из года в год, он интуитивно разработал изумительную методу, гармонично сочетающую полуденный отдых изможденных недосыпом первокурсников с высокой степенью усвояемости материала по важнейшей биологической дисциплине !?!


Легенда 2-я.

Крах сеансов гипнопедии на Лекциях по Общей Цитологии.

Впрочем, поговаривают, что такая манера ведения лекций Юрием Сергеевичем, увы, осталась уже в далеком прошлом и окончательно отошла в область Легенд! И что сейчас он давно уже в такой манере лекции уже не читает. А читает он их при ярком свете, и на лекциях его абсолютно никто не спит! Ибо на рубеже тысячелетий произошло одно важное событие, серьезно изменившее формат проведения курса по Общей Цитологии.

Рассказывают, что в самом начале 21-го века (кажется, это был 2001-й год? – если я не прав, поправьте!) учился на Биофаке МГУ один легендарный студент-первокурсник по имени Готя. И очень мечтал в те годы Готя стать зоологом беспозвоночных, а для зачисления на кафедру нужны были хорошие оценки. Прозвищу своему Готя вполне соответствовал, так что видок у него был вполне готический – огромного роста (2 метра 20 сантиметров), широкоплечий и мускулистый, суровый и подтянутый, бродил Готя по факультету размашистой походкой полевика, вечно одетый в камуфляж цвета хаки, былинный Герой-Богатырь, одним словом!

Но, как и у каждого уважающего себя Богатыря (Колосс был на глиняных ногах, Антей терял силу, если его оторвать от Земли, Ахилл пострадал от ахиллесовой пяты, Илья Муромец слабел, ежели его попарить в баньке, Андрею Боголюбскому важно было при себе иметь меч и т.п....), был у нашего героя один небольшой секретный изъян. А именно – то ли Готю в детстве витаминами не докормили, то ли он перестарался с чтением книг в юности, но к описываемым временам у него было со зрением что-то типа куриной слепоты – то есть он плохо видел в темноте и при слабом освещении, а при хорошем свете видел нормально.

Несмотря на воинственно-героические физические данные, Готя был отнюдь не драчуном, как это можно было бы себе представить, а, напротив, весьма спокойным, дисциплированным и прилежным первокурсником, с огромным старанием учился он на Биофаке, тщательно конспектируя излагаемый на лекциях и семинарских занятиях материал. Науки гранит грыз он весьма усердно, а когда становилось особенно тяжело, то сил ему придавала Мечта о поступлении на Кафедру Зоологии Беспозвоночных!
-
Серьезно и вдумчиво относился Готя к учебе по всем дисциплинам. На лекциях Ченцова он был одним из тех немногих, кто не спал ни минуты, а записывал, записывал, записывал, но выходило так, что конспектировать лекции по Общей Цитологии у него не получалось – слишком уж было тусклое освещение, так как Ченцов постоянно выключал свет, когда комментировал свои слайды. В темнте Готя видел очень плохо. А учиться этому добродушному биофаковскому гиганту очень и очень хотелось!

И вот однажды невероятная тяга к учебе привела к тому, что Готя принес с собою на лекцию самую обычную стеариновую свечу, зажег эту свечку в начале лекции и тщательно конспектировал все, что скажет Ченцов. В перерыве и в конце лекции он эту свечу гасил, а сам Ченцов по поводу свечи никаких отрицательных мыслей не высказал. И не догадывались тогда ни Готя, ни его скромная стеариновая свечичка, что они положат начало целому, как бы это сказали сейчас, флеш-мобу.

На следующей лекции свечей было уже несколько – готин пример оказался заразительным, а свечки и впрямь помогали в освоении научного материала. Через неделю число свечей в аудитории возросло еще на порядок. Дальше-больше, и вскорости ББА во время лекций Ченцова стала напоминать что-то вроде актов солидарности каких-нибудь европейских леваков с бастующими трудящимися Аргентины, даже, скорее, символичных экологических акций зажжения свечи в духе «Сохраним Планету» или в поддержку какого-нибудь вымирающего подвида, -- большое количество серьезных и сосредоточенных молодых людей, сидящих в романтиечском полумраке с зажжеными свечами.

Сам Ченцов против этого не возражал, понимая, что в полной темноте студентам трудно конспектировать.

Однажды, во время очередной лекции, поначалу все шло как обычно, -- Ченцов погасил свет и что-то с энтузиазмом рассказывал, часть студентов сладко дремала а другая часть тщательно конспектировало Ченцова..... Все было очень мило.... Но тут студенты вдруг услышали сранноватое слабое потрескивание. Подозрительный шум нарастал. Еще через несколько секунд в аудитории явственно почувствовался запах горелой шерсти.

И вдруг аудиторию ББА осветили яркие всполохи света, и тут уж ни у кого сомнений не возникло – Беда! Горим!

Оказалось вот что. Одна девушка-первокурсница дремала, уткнув голову в сложенные на парте руки, как это обычно принято на лекциях по Общей Цитологии, и никого себе не трогала... А прямо сзади за ней сидела еще одна девушка-первокурсница и усердно конспектировала лекцию Ченцова под свет горящей свечи. Так вот, а у первой упомянутой девушки-первокурсницы были роскошные длинные волосы. И вот она по какой-то причине проснулась, вышла из сладкой дремы, встрепенулась, махнула волосами, стала приходить с просонья в себя, тут-то и заслышалось слабое потрескивание! – Правильно, это она своими шикарными волосами случайно с просонья угодила в горящую свечку, вот они затрещали. И запах горящей шерсти и нарастающий шум – это все оттого, что «Процесс Пошел»!

А еще через несколько секунд девушка вспыхнула как факел, вскочила и задергалась, вот тогда-то аудторию ББА и всполошили сполохи света!

Впрочем, горящую девушку быстро потушили, но осадок неприятный остался.

Говорят, что после того случая Ченцов серьезно задумался о стиле проведения своих лекций с точки зрения безопасности и пришел к выводу, что какое-то освещение аудитории все-ткаи необходимо для процесса конспектирования. Так что классические ченцовские длительные затемнения во время лекций тепеь уже, увы, окончательно отошли в область Легенд.

Впрочем, совсем недавно слышал довольно противоречивую информацию о том, что это уже не так, и что, прийдя на лекции Ченцова, Вы имеете возможность вновь насладиться его Легендарным стилем.

Уж и не знаешь, чему верить в этой жизни....

Опубликовано в сообществах

Легенды МГУ

http://community.livejournal.com/msu_legends/

Городской Легенды

http://community.livejournal.com/urban_legend_ru/profile
Городских Легенд

http://community.livejournal.com/urban_legend_/

Постфольклора

http://community.livejournal.com/postfolklore/

и

МГУ

http://community.livejournal.com/msu/



Tags: города России, русскоязычные легенды, ссылки, странные явления, юмор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment