?

Log in

No account? Create an account
Сеансы гипнопедии на лекциях по Общей Цитологии. - Городские легенды [entries|archive|friends|userinfo]
Городские легенды

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Сеансы гипнопедии на лекциях по Общей Цитологии. [Dec. 3rd, 2010|04:10 pm]
Городские легенды

urban_legend_

[zhivoi]
[Tags|, , , , ]

Легендарные истории Биофака МГУ о Лекционном Курсе Юрия Сергеевича Ченцова «Общая Цитология».


Юрий Сергеевич Ченцов – замечательный русский ученый, вот уже в течении десятков лет бессменный руководитель Кафедры Цитологии и Гистологии Биофака МГУ. Автор фундаментального лекционного курса по Общей Цитологии и и написанного по мотивам этого курса учебника. А преподает он эту одну из центральных биологических дисциплин первокурсникам, да еще в первом семестре, так что, можно без преувеличения сказать, что Юрий Сергеевич Ченцов (при всем моем уважении к другим великолепным лекторам Биофака) -- в первых рядах тех, кто формирует пытливые и способные к анализу нетривиальных задач мозги будущих выпускников-биологов лучшего ВУЗа России, и делает он это, надо признаться, хорошо!

Лекции по Общей Цитологии, на которых Юрий Сергеевич не только раскрывает суть классических работ по изучению клетки, но рассказывает и о новейших исследованиях, пользуются бешеной популярностью, они незабываемы, их все очень любят.

Студентами давно замечено, однако, что на Лекциях по Общей Цитологии происходят странные и даже немножечко мистические вещи.........




Внимание, предупреждение: Информация, изложенная в Легендах, базируется на университетском фольклоре и может не соответствовать дейсвительности!

Легенда 1-я.

Сеансы гипнопедии на Лекциях по Общей Цитологии.

Когда Юрий Сергеевич Ченцов читает свои лекции первокурсникам, он очень любит гасить свет на время демонстрации слайдов. А слайды эти он демонстрирует очень долго и тщательно, так что фактически большую часть его лекций студенты проводят в темноте. Поскольку в былые годы (уж не знаю, как сейчас) читал он свой курс, как правило, либо второй либо третьей (сразу обеденного перерыва) парой, а большая часть хронически недосыпающих первокурсников супротив такого соблазна на второй-третьей паре устоять не может, то, соответственно, студенты от темноты млеют, вырубаются и уносятся в сладкие дремы.

При этом выясняются очень интересные вещи.

Во-первых, подмечено, что по какой-то неочевидной причине каждый курс обычно делится на две почти равные части – на тех, кого сразу же смаривает в сон (они просыпают первую половину пары и бодрствуют на второй половине) и тех, кого, наоборот, в сон на первой половине пары не смаривает, зато они практически сразу отрубаются с началом второй половины пары! С чего бы это? И такой паттерн сна-бодрствования первокурсников довольно стабилен для каждого курса.

Во-вторых, за лекциями Ченцова замечена еще одна удивительная особеность. Как это ни странно звучит, но многие студенты хорошо запоминают материал лекций Ченцова, причем включая и материал той половины лекции, которую они проспали! -- Вот вроде и не слушали и не конспектировали, а как дойдет до дела – так помнят в деталях!

Парадокс!

Все это навевает мысли о столь популярных и активно пропапагандируемых в 1970-1980-х методах гипнопедии – обучения во сне, во время которых, по распрострненной версии, происходит записывание информации неосредственно на подкорку обучаемого и, говорят, что эффектвность такого метода, якобы, даже выше, чем у классической педагогики.

Вряд ли Юрий Сергеевич специально занимался нетрадициоными методиками преподавания цитологии, но, кто знает, возможно, его природный талант к Дидактике настолько велик, что, сам того не замечая и читая лекции из года в год, он интуитивно разработал изумительную методу, гармонично сочетающую полуденный отдых изможденных недосыпом первокурсников с высокой степенью усвояемости материала по важнейшей биологической дисциплине !?!


Легенда 2-я.

Крах сеансов гипнопедии на Лекциях по Общей Цитологии.

Впрочем, поговаривают, что такая манера ведения лекций Юрием Сергеевичем, увы, осталась уже в далеком прошлом и окончательно отошла в область Легенд! И что сейчас он давно уже в такой манере лекции уже не читает. А читает он их при ярком свете, и на лекциях его абсолютно никто не спит! Ибо на рубеже тысячелетий произошло одно важное событие, серьезно изменившее формат проведения курса по Общей Цитологии.

Рассказывают, что в самом начале 21-го века (кажется, это был 2001-й год? – если я не прав, поправьте!) учился на Биофаке МГУ один легендарный студент-первокурсник по имени Готя. И очень мечтал в те годы Готя стать зоологом беспозвоночных, а для зачисления на кафедру нужны были хорошие оценки. Прозвищу своему Готя вполне соответствовал, так что видок у него был вполне готический – огромного роста (2 метра 20 сантиметров), широкоплечий и мускулистый, суровый и подтянутый, бродил Готя по факультету размашистой походкой полевика, вечно одетый в камуфляж цвета хаки, былинный Герой-Богатырь, одним словом!

Но, как и у каждого уважающего себя Богатыря (Колосс был на глиняных ногах, Антей терял силу, если его оторвать от Земли, Ахилл пострадал от ахиллесовой пяты, Илья Муромец слабел, ежели его попарить в баньке, Андрею Боголюбскому важно было при себе иметь меч и т.п....), был у нашего героя один небольшой секретный изъян. А именно – то ли Готю в детстве витаминами не докормили, то ли он перестарался с чтением книг в юности, но к описываемым временам у него было со зрением что-то типа куриной слепоты – то есть он плохо видел в темноте и при слабом освещении, а при хорошем свете видел нормально.

Несмотря на воинственно-героические физические данные, Готя был отнюдь не драчуном, как это можно было бы себе представить, а, напротив, весьма спокойным, дисциплированным и прилежным первокурсником, с огромным старанием учился он на Биофаке, тщательно конспектируя излагаемый на лекциях и семинарских занятиях материал. Науки гранит грыз он весьма усердно, а когда становилось особенно тяжело, то сил ему придавала Мечта о поступлении на Кафедру Зоологии Беспозвоночных!
-
Серьезно и вдумчиво относился Готя к учебе по всем дисциплинам. На лекциях Ченцова он был одним из тех немногих, кто не спал ни минуты, а записывал, записывал, записывал, но выходило так, что конспектировать лекции по Общей Цитологии у него не получалось – слишком уж было тусклое освещение, так как Ченцов постоянно выключал свет, когда комментировал свои слайды. В темнте Готя видел очень плохо. А учиться этому добродушному биофаковскому гиганту очень и очень хотелось!

И вот однажды невероятная тяга к учебе привела к тому, что Готя принес с собою на лекцию самую обычную стеариновую свечу, зажег эту свечку в начале лекции и тщательно конспектировал все, что скажет Ченцов. В перерыве и в конце лекции он эту свечу гасил, а сам Ченцов по поводу свечи никаких отрицательных мыслей не высказал. И не догадывались тогда ни Готя, ни его скромная стеариновая свечичка, что они положат начало целому, как бы это сказали сейчас, флеш-мобу.

На следующей лекции свечей было уже несколько – готин пример оказался заразительным, а свечки и впрямь помогали в освоении научного материала. Через неделю число свечей в аудитории возросло еще на порядок. Дальше-больше, и вскорости ББА во время лекций Ченцова стала напоминать что-то вроде актов солидарности каких-нибудь европейских леваков с бастующими трудящимися Аргентины, даже, скорее, символичных экологических акций зажжения свечи в духе «Сохраним Планету» или в поддержку какого-нибудь вымирающего подвида, -- большое количество серьезных и сосредоточенных молодых людей, сидящих в романтиечском полумраке с зажжеными свечами.

Сам Ченцов против этого не возражал, понимая, что в полной темноте студентам трудно конспектировать.

Однажды, во время очередной лекции, поначалу все шло как обычно, -- Ченцов погасил свет и что-то с энтузиазмом рассказывал, часть студентов сладко дремала а другая часть тщательно конспектировало Ченцова..... Все было очень мило.... Но тут студенты вдруг услышали сранноватое слабое потрескивание. Подозрительный шум нарастал. Еще через несколько секунд в аудитории явственно почувствовался запах горелой шерсти.

И вдруг аудиторию ББА осветили яркие всполохи света, и тут уж ни у кого сомнений не возникло – Беда! Горим!

Оказалось вот что. Одна девушка-первокурсница дремала, уткнув голову в сложенные на парте руки, как это обычно принято на лекциях по Общей Цитологии, и никого себе не трогала... А прямо сзади за ней сидела еще одна девушка-первокурсница и усердно конспектировала лекцию Ченцова под свет горящей свечи. Так вот, а у первой упомянутой девушки-первокурсницы были роскошные длинные волосы. И вот она по какой-то причине проснулась, вышла из сладкой дремы, встрепенулась, махнула волосами, стала приходить с просонья в себя, тут-то и заслышалось слабое потрескивание! – Правильно, это она своими шикарными волосами случайно с просонья угодила в горящую свечку, вот они затрещали. И запах горящей шерсти и нарастающий шум – это все оттого, что «Процесс Пошел»!

А еще через несколько секунд девушка вспыхнула как факел, вскочила и задергалась, вот тогда-то аудторию ББА и всполошили сполохи света!

Впрочем, горящую девушку быстро потушили, но осадок неприятный остался.

Говорят, что после того случая Ченцов серьезно задумался о стиле проведения своих лекций с точки зрения безопасности и пришел к выводу, что какое-то освещение аудитории все-ткаи необходимо для процесса конспектирования. Так что классические ченцовские длительные затемнения во время лекций тепеь уже, увы, окончательно отошли в область Легенд.

Впрочем, совсем недавно слышал довольно противоречивую информацию о том, что это уже не так, и что, прийдя на лекции Ченцова, Вы имеете возможность вновь насладиться его Легендарным стилем.

Уж и не знаешь, чему верить в этой жизни....

Опубликовано в сообществах

Легенды МГУ

http://community.livejournal.com/msu_legends/

Городской Легенды

http://community.livejournal.com/urban_legend_ru/profile
Городских Легенд

http://community.livejournal.com/urban_legend_/

Постфольклора

http://community.livejournal.com/postfolklore/

и

МГУ

http://community.livejournal.com/msu/



LinkReply

Comments:
[User Picture]From: nacilien
2010-12-03 05:23 pm (UTC)
у нас лекции были в темноте, народ быстро додумался подсвечивать мобильниками. год 2007 был
(Reply) (Thread)