Вера (vera_rb) wrote in suer_vyer_,
Вера
vera_rb
suer_vyer_

"Есть такие люди. Николай Силис"

*


Из воспоминаний поэта Николая Старшинова, 1996 год.

Из воспоминаний поэта Николая Старшинова.  1996 год.

  Озеро Судомля, окружённое сосновыми борами и смешанными лесами, находится примерно на полпути между Москвой и Санкт-Петербургом.
   На его берегу расположены две деревни - Лукино и Глебцево. А между ними - село Осечно, над котором вознёс свои кресты Троицкий собор, построенный ещё в XVIII веке.

Места здесь дивные, богатые всякой дичью. Красотою они не уступают многим курортам средней полосы. Казалось бы, живи, работай, радуйся!

    К сожалению, не так-то всё просто и хорошо...
    В жизни деревни есть немало огорчительного. Экономические проблемы самым прямым образом влияют на её быт, культуру, нравы, благосостояние.
    В первую очередь это, конечно, неумеренное, мягко говоря, потребление алкогольных напитков. За любые услуги (вспахать огород, привезти навоз, построить лодку) платят не рублями, а водкой. /.../
   К сожалению, появился и новый грех: если раньше, уходя на работу, в магазин или лес, дверей не запирали, теперь позволить этого нельзя - обкрадут. То и дело пропадает частный и общественный скот. /.../
   А разве можно спокойно видеть, как прекрасное здание собора, якобы охраняемое государством, разрушается, поскольку протекает крыша, гибнут замечательные фрески.
    Из помещения собора, где долгие годы размещался вещевой склад совхоза, уже похищены все иконы, некоторые из них академического письма, относятся к XVIII веку. Похищена и пятиметровая фигура Христа!.. /.../
    Но ведь и здесь, в российской глубинке, есть люди, которые по-настоящему болеют за нашу природу, за народ, за его культуру.
    В деревне Глебцево большую часть года проживает известный скульптор Николай Андреевич Силис.
    Отец его, латыш по национальности, погиб в заключении. И вырос Николай Андреевич в доме русского деда, работавшего на одной из мельниц, построенных на протоке между двумя озёрами.
    К сожалению, все мельницы, стояшие на этих протоках, были запущены и разрушены, а плотины размыты.
    От этого в озерах и протоках понизился уровень воды, они стали зарастать, обмелели и погибли нерестилиша, нарушена единая водная система.
    И вот зимой 1993 года на всех сообщающихся озерах произошёл небывалый доселе замор рыбы.
    Всё это не могло не тревожить Николая Андреевича, который по-сыновному относился к родной природе, к своим близким с детства местам, местам своих предков.
   Есть такие мудрые русские пословицы: "Не было бы счастья, да несчастье помогло" и "Нет худа без добра". Хоть они вызывают улыбку, но случилось именно так.
    Некогда, в годы своего правления, Н. С. Хрущев решил навести порядок в среде художников. Посетив выставку в Манеже, посвящённую тридцатилетию Московского Союза художников, он раскритиковал живописцев и скульпторов.
   Крепко досталось тогда Эрнсту Неизвестному. Правда, он сразу стал широко известным. Досталось и коллективу скульпторов-новаторов, членом которого был и Н. Силис...
    Но ведь даже десяток хвалебных статей не сделает для пропаганды чьего-то творчества того, что может сделать одна разносная статья. А тут разнос учинён главой государства!
   И к творчеству попавшего в немилость Николая Андреевича, естественно, повысился интерес и у нас, и за рубежом. Он был приглашён за границу, там у него наладились деловые и творческие связи. На его работы утвердился спрос, их стали покупать. Поэтому он не только смог пережить трудные времена, но и оказал помощь своим землякам.
    Николай Андреевич от щедрого и благородного сердца достал кровельное железо, купил краску, договорился с работающим в библиотеке осеченского клуба членом Союза писателей поэтом Владимиром Николаевичем Соловьёвым, и тот вместе с сыном Максимом покрыли крышу собора и покрасили её. Спасли часть фресок.





    Силис убедил директора совхоза в том, что необходимо восстановить плотину, а для этого надо выделить технику. Он сам сделал проект плотины и расчёты по её восстановлению. Оплатил необходимые для этого материалы. А Владимир Соловьёв принял участие в постройке её...
    На озере Судомля есть исключительный по красоте уголок, называется он Вересовый Носок. Верес (можжевельник) уже вытравлен кислотными дождями. Но сохранилось здесь пять огромных реликтовых сосен.
    Это место облюбовали туристы и рыболовы. И ведут они себя здесь по-дикарски, хотя и приезжают сюда на современных машинах и мотоциклах. Круглосуточно жгут костры, вырубают для них молодую поросль. Добрались и до сосен. Отщипывают от самой большой из них кору и смолистую древесину.
    Чтобы спасти деревья, Николай Андреевич купил металлическую сетку и обмотал ей бронзовые стволы сосен. Но через три дня сетку похитили, видимо, для крольчатников или курятников.
    Уже совсем отчаявшись спасти деревья, Силис покрасил серой краской пораненное место ствола и написал на нём: "Не губите!"
    Прошло три года. Сосен с тех пор больше никто не трогал...
    Можно только радоваться, что интеллигенция вносит свой вклад в дело сохранения родной природы.
    Я неоднократно посещал мастерские Николая Андреевича и в Москве и в Глебцеве. Знакомился с его работами. /.../
    Моё внимание особо привлекла прекрасно выполненная серия работ, посвященная Дон-Кихоту. При всей нелепости и наивности этого персонажа, я увидел в его чертах благородство и одержимость в достижении цели, готовность совершить подвиг ради высшей справедливости и человечности... И сам-то Николай Андреевич Силис в своём творчестве и в жизни похож на Дон-Кихота - такого же благородного, целеустремлённого, неординарного. /.../

Источник: Старшинов Николай. Лица, лики и личины: литературные мемуары. - Москва : РИФ "РОЙ", 1996. - С. 115-117.





  P. S.  Ещё об одном даре Николая Силиса своим землякам можно узнать из поста Ирины Волковой:
https://d-serpokrylov.livejournal.com/1315685.html




Tags: други - Лемпорт и Силис
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments