serezhik_18 (serezhik_18) wrote in suer_vyer_,
serezhik_18
serezhik_18
suer_vyer_

День рождения Якова Акима

*
Фотка
Яков Аким на вечере памяти Юрия Коваля. Фото В. Коротихина

В журнале Оли o_funambulo сегодня настоящий подарок к празднику!

А я решил перепечатать небольшую статью Юрия Коваля о друге-поэте.

      Юрий КОВАЛЬ
      ДРУЗЬЯ И ОБЛАКА
      К 60-летию поэта Якова АКИМА

      НАСТАЛО время вспомнить о городе Галиче и галичанах, о человеке в кожанке, который ведет по улицам первый в этом городе автомобиль, о мальчике, который рисует весну и кисточку макает в лужу…
      Эти образы связаны с именем поэта Якова Акима. В городе Галиче поэт родился, человек в кожанке — его отец, а мальчик, обмакивающий кисть в лужу, — герой его стихотворения. Образы и лица, подаренные жизнью, и художественные образы, созданные воображением поэта, в творчестве Я. Акима всегда слиты воедино, между ними нет расстояния, нет противоречия. Про Якова Акима в полной мере можно сказать: «Жизнь его — его стихи». Он никогда не писал стихи ради стихов, как необходимую и важную часть собственной жизни понимал он поэзию, и стихотворение возникало само собой. Мысли и чувство, прожитое и пережитое, рождали строку и слово:

      «Стихи мои, как письма:
      Им нужен адресат…».


      «Письмами к дорогим людям» называет поэт свои стихи, так они возникают, как письма, и, действительно, перечитывая последний его сборник «Утро и вечер», вышедший недавно в издательстве «Советская Россия», постоянно чувствуешь внутреннее обращение поэта к некоему адресату. Чаще всего это друг, умный, понимающий, готовый выслушать и понять душу поэта, разделить с ним его мысли.
      Лирический герой, поэтическое «я» присутствует в стихах каждого поэта, у Якова Акима с большой силой воплощен в стихах и лирический герой — «ты» — друг, понимающий и любимый.
Стихи-письма… О чем же пишут люди друг другу в письмах? О самом простом и о самом главном — о жизни. Наверное, поэтому поэтические строки Я. Акима на редкость естественны и человечны.

      «Мне странно, что я еще жив,
      Хожу, просыпаюсь в постели,
      Что бомбы, и голод, и тиф
      Меня одолеть не сумели.
      Так странно, что вновь суждено
      Ступить в эту тихую осень,
      Монетку в отверстие бросить,
      Деревья увидеть в окно...».


      Просто и цельно звучит строка, каждое слово — подлинно. «Бомбы, голод, тиф, монетка в метро, деревья за окном» — давнее и ежедневное — каждое слово, как след жизни, образ прожитого и пережитого. Никогда Яков Аким не сказал слова пустого или ложного, не увлекся темой-однодневкой, не изменил себе. Если стихи писались сами — он писал, если нет — молчал. Для любого поэта молчание — тяжелая болезнь. Но лучше болезнь, считает Я. Аким, чем бессовестное расточительство. Слово — высшая ценность, слово — самое дорогое, что подарила поэту жизнь.

      «Он жив, доставшийся мне с детства
      Упрямой правды капитал,
      Я милой родины наследство
      В пустых речах на промотал...»


      Поэзии Якова Акима абсолютно чужда патетика. Лирика его тиха, стихи исполнены в полутонах, и главная их тема — родина — земля, на которой родился и живешь, время, дружба, доброта. О добре вообще и о доброте сердечной он пишет чаще всего. И если порой в стихотворении нет этого слова «добро», оно читается за строчкой, звучит в нашей душе.
      Связь добра и времени волнует поэта, и строка трогает, заставляет и друга-читателя подумать о связи чувства и поступка.

      «...Эту связь прощенья и прощанья
      Постигаю дорогой ценой...
      Доброта живет, как обещанье,
      В людях, что проходят предо мной».


      Лирику Якова Акима никак не назовешь мажорной, все веселье своей души поэт отдал детям. В детских его стихах игра и выдумка встречаются на каждой странице, а стихи для взрослых всегда чуть грустноваты.
      Нам кажется, что эта грусть, печаль, свойственная большинству «взрослых» стихов Я. Акима, — замечательное их качество. Оно придает строке особенное звучание, приближает слово к сердцу читателя, подчеркивает и главную тему его творчества — тему добра. Жизнь не так уж проста, и прожить ее с достоинством не так уж просто, не уйти порой от грустного и печального, но все-таки надо помнить главное, для чего ты рожден, для чего пришел на землю. Это, главное, Я. Аким определяет так:

      «...Все остальное до поры забыто,
      А есть одно, что жизнь тебе дала:
      Быть для людей живым, порою скрытым,
      Пусть крохотным источником тепла».


      Каждое стихотворение поэта — и для взрослых и для детей — такой источник. В этом и причина того серьезного успеха, который сопутствует творчеству его на протяжении уже многих лет. Стихи его греют, помогают, поддерживают. Земным, человеческим наполнены они.
      Любовь к земле, на которой родился, любовь к человеку, живущему рядом, порою в лирике Я. Акима приобретает более широкие, философские границы:

      «Земля, Земля... Простор морей и суши,
      Товарищ верный до исхода дней.
      И даже после смерти наши души
      Не улетят, останутся на ней».


      Стихи для детей в творчестве Я. Акима занимают важнейшее место. Уже несколько поколений юных граждан нашей страны читали и зачитывались его стихами. «Неумейка», «Мой верный чиж», «Весна, весною о весне» — любимы детьми давно и сегодня. И в этих произведениях поэт не изменяет себе, только веселья для детей у него больше. Не бесшабашного, разудалого веселья, веселья — мудрого, тонкого, ироничного. Главная тема творчества — тема добра, внимания к человеку — живет в этих строках, приобретая особенную окраску. Продолжая лучшие традиции нашей поэзии для детей — традиции К. Чуковского и С. Маршака, — Яков Аким внес в детскую поэзию свою ноту. Стихи его всегда веселы и всегда серьезны.
      На первый взгляд может показаться странным, что один и тот же человек пишет и для детей и для взрослых. Это как-то не принято.
      Что обычно сегодня, а что необычно, что принято, а что не принято, на наш взгляд, не так уж важно. Важна цельность души. И важна — естественность. Любовь к детям — естественна для Я. Акима, естественны и стихи для них. Сам поэт так говорит об этих двух гранях своего творчества: «Но ведь существует какая-то связь между стихотворными книжками для детей и стихами для взрослых, если их пишет один и тот же человек... К тому же с годами выяснилось: от детства и юности до зрелых и почтенных лет, с утра до вечера — вовсе не так уж далеко».
      К детям, именно к детям направлены главные силы поэта, и если стихи для взрослых — письма-раздумья, то для детей — письма с особенным, потайным высокопедагогическим смыслом. В стихах для детей он работает как поэт-педагог.
      Еще одна важнейшая грань творчества Якова Акима — его переводы. Многим стихам Кайсына Кулиева, Нуратдина Юсупова, Каюма Тангрыкулиева, Рашида Рашидова, Василя Витки помог он прозвучать на русском. А замечательного молдавского поэта Григоре Виеру Яков Аким открыл для нас.
      ...Рассказывают, что некий драматург проснулся как-то ночью в холодном поту и сказал жене:
      — Какой ужас, что я — не Шекспир.
      Этот анекдотический драматург задумался-таки, наконец, о месте своего творчества в мировой культуре.
      Сегодняшний день и текущее время — тема эта не может не волновать художника. Впрочем, холодный пот того драматурга не тронет художника истинного. Истинный всегда верит в то, что слово его нужно людям.
      Интересно решает эту тему Яков Аким. В стихотворении, посвященном другому нашему замечательному писателю Виктору Драгунскому, он так пишет:

      «Что мы с тобою жили,
      Не будут знать века.
      Мы просто заслужили
      Друзей да облака...».


      Бог с ними, с веками, важно, чтоб слово было дорого людям, живущим сегодня.
      И мы сегодня читаем стихи Якова Акима, сегодня нужны они нам, сегодня кланяются поэту заслуженные им друзья. И облака.

«Учительская газета» от 17 декабря 1983 г.

Сканирование, OCR - serezhik_18.
Tags: - Коваль - пресса статьи, - Коваль - разные тексты, други - Аким
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments