serezhik_18 (serezhik_18) wrote in suer_vyer_,
serezhik_18
serezhik_18
suer_vyer_

Первое интервью

*


Сделал для ковалиного архива. Самое первое опубликованное интервью с Ю.И.

      ПОЧЕМУ МЫ ПИШЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ

      ВЕСЕЛЫМ
      ВЗГЛЯДОМ

      Перу детского писателя Юрия Коваля принадлежит целый ряд повестей и рассказов. Широкую популярность среди читателей приобрели его книги «Кепка с карасями», «Недопесок», «Пять похищенных монахов», «Алый» и другие. Многие произведения писателя изданы за рубежом. Корреспондент «Литературной России» встретился с Ю. Ковалем и задал ему ряд вопросов.

      — Юрий Иосифович, когда вы стали писать для детей, как это случилось?
      — В шестидесятом году я окончил педагогический институт и поехал работать в деревню, в школу. Емельяново — глухая деревенька в изрезанных оврагами степях. Старенькая школа под огромными березами, на которых были десятки грачиных гнезд. Весной уроки шли под несмолкаемый грачиный грай. Рассказы для детей стал писать, когда работал в школе. Это были тексты диктантов для моих учеников. Рассказ писался на определенное грамматическое правило и поэтому получался смешным. Некоторые «взрослые» писатели считают детскую литературу баловством. Вначале мне тоже так казалось, и я писал в основном для взрослых. Однажды для интереса решил сравнить рассказ, написанный для взрослых, и рассказ детский. Для сравнения выбрал рассказы, которые, казалось, удались. Вывод получился неожиданным: взрослый рассказ оказался детским, детский — вполне взрослым.
      — И ваше мнение о детской литературе?..
      — ...Изменилось! К детской литературе я испытываю глубокое уважение. Именно занятия детской литературой прояснили мои мысли, «выжали воду» из произведений. Сейчас пишу почти исключительно для детей и, странное дело, не испытываю никакой раздвоенности. Все, что я мог сказать взрослым, я говорю детям, и, кажется, меня понимают. Один раз я видел, как мальчик лет девяти-десяти читал мою книгу. Вначале он все смеялся и только изредка задумывался, потом читал серьезно, изредка улыбаясь. На последней странице он расплакался. Все было точно, все эмоции были распределены правильно. О такой глубине прочтения может только мечтать пишущий для взрослых. Мне кажется, детская литература — это самая важная на сегодняшний день область мировой литературы. Если бы я писал для взрослых, мои книги никогда не были бы веселыми. Окидывая веселым взглядом свою «литературную молодость», я вижу в ней одно явное достижение — твердое решение писать только для детей.
      — Вы серьезно занимаетесь живописью. Не было ли у вас желания проиллюстрировать свои произведения?
      — У меня был такой опыт. В журнале «Мурзилка» была опубликована моя повесть «Плаванье на «Одуванчике», и я пытался ее проиллюстрировать. Но когда писал повесть, то думал о том, что буду ее иллюстрировать, и это мешало. В результате и повесть, и рисунки получились не такими интересными, как я предполагал. Сейчас я все переделываю. Что же касается иллюстрирования, то когда кто-либо из художников, например Г. Калиновский, предлагает вариант иллюстрации, я думаю: вот ведь как устроен человеческий мозг — одно и то же можно написать по-разному. Всегда благодарен художникам П. Багину, Н. Устинову.
      Одна из последних моих книг называется «Стеклянный пруд». Там рисунки Т. А. Мавриной и мои рассказы. О том, как получилась эта книжка, рассказано в предисловии: «Обычно бывает так: писатель написал рассказ — художник делает к нему рисунок. Иногда получается наоборот... Эти рисунки и рассказы могут жить отдельно, сами по себе. Но вместе им веселее». Вторая книга, сделанная совместно с Т. А. Мавриной, называется «Заячьи тропы», она уже сдана в производство. Мы задумали с Татьяной Алексеевной еще одну книжку, которая, видимо, будет называться «Календарь природы». А там, пожалуй, я позвоню Татьяне Алексеевне и скажу: «Изба о четырех углах...» Во всяком случае, творческая дружба с выдающейся нашей художницей Т. А. Мавриной накладывает на мою работу особую ответственность.
      — Кого вы могли бы назвать своим учителем?
      — Я не могу назвать одного учителя, я вынужден, к счастью, перечислить довольно много имен. Мне везло на учителей. Я близко дружил с И. С. Соколовым-Микитовым и с Б. В. Шергиным. Но главными моими учителями оказались скульпторы В. Лемпорт и Н. Силис. Конечно, они не учили меня тому, как писать книги для детей, а учили искусству. Из детских писателей я люблю многих, но никто не был моим учителем, зато они мои друзья. Это Я. Аким, Э. Успенский, В. Чернышев. Хотя ведь и друзья учат, так что и они были моими учителями. Мнение В. Белова, И. Соколова, В. Ускова всегда мне дорого.
      — Ваши книги отличает, как пишет в предисловии к одной из них Сергей Владимирович Михалков, «ироническое отношение ко всему, что расходится с понятием нашей морали, доброта к людям, ко всему живому». Они затрагивают ряд важных проблем, это и проблемы нравственности, охраны окружающей среды... Что вы считаете для себя главным? Что характерно для вашей творческой манеры?
      — Мне трудно ответить на этот вопрос. Возможно, я и имею в виду нечто поучительное, когда пишу, но говорю это своим языком. Пусть на этот вопрос ответят мои книжки. А стремлюсь я писать как бы по двум линиям: это линия смеха, юмора и линия лирики. Они как бы конкурируют между собой, порой сливаясь, и тогда получается, по-моему, лучше всего.
      — 1979 год — Международный год ребенка. Видимо, это как-то повлияло на ваши творческие планы?
      — Планы остались прежними: писать и как можно лучше. Разумеется, что еще больше ощущается ответственность за свой труд, за свои произведения, которые будут читать самые внимательные и требовательные читатели — дети. Я уже говорил, что серьезно переделываю повесть «Плаванье на «Одуванчике». Получается практически новое произведение. Очень хотелось бы продолжить работу с Т. А. Мавриной. Недавно вышло переиздание повести «Недопесок». Вышел сборник рассказов «Картофельная собака».
Беседу вел
Геннадий КАЛАШНИКОВ
Опубликовано в газете «Литературная Россия» от 12 мая 1979 г.

Сканирование, OCR, корректура текста - serezhik_18.
Спасибо другу vera_rb за помощь в подготовке материала.
Tags: - Коваль - интервью, - Коваль - пресса статьи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments