niquitos (niquitos) wrote in _yoga,
niquitos
niquitos
_yoga

Дневник медитаций. 21-24 февраля 2012.

Я встал рано утром... Утренняя практика, хотя и является более сложной, чем вечерняя, мне кажается более полезной. Ну, вроде, тяжело в учении,- лекго в бою. К тому же мне нравится то ощущение ясности, которое я имею после окончания медитации. Вечерние же практики обычно переходят в осознанные сновидения. А после них ощущения как от обычного сна.


В течение дня до этого я практиковал осознанность. За основу я взял практику сатипатхан, описанную Буддой в Махасатипатхана сутре. В сутре говориться как развивать и удерживать осознанность к т.н. четырем основам. Этими основами являются: тело, чувства, ум, качества ума. В данном контексте под умом подразумевается манас - орган восприятия мыслей. Качества ума - это те или иные настроения, реакции и оценки ума. Таким образом, практикуя осознанность, я удерживал внимание на положении тела, на возникающих в теле ощущениях, на мыслях, и на умонастроениях, связанных с наблюдаемыми феноменами. Хотя, Гаутама дает исчерпывающее описание всех возможных практик для развития осознанности к той или иной основе, я не следовал им буквально, как описано в сутре. Скорее, я занимался практикой наблюдения и отслеживания. Вообще, моя дневная практика уже месяц подчиняется этому сценарию. Мне он кажется наиболее удобным, так как представляет из себя некую систему, а не просто набор общих указаний. Хотя, удобство или неудобство - это всё то же умонастроение... К тому же, наблюдая за той или иной основой, я стараюсь постичь её как воображаемую самому уму, как сон, иллюзию или мираж.


Кстати, последнее время ко мне часто приходят маленькие озарения. Например, некоторое время назад я осознал, что любой предмет становится доступным для восприятия только в силу различения его признаков. Поясню: стул является стулом, потому, что ум различает в этом предмете признаки стула. Признаки формы, цвета, твердости (по крайней мере, у моего стула), и многие другие. Различив некое скопление признаков, ум устанавливает связи и делает вывод, что этим скоплением является стул. Получается, что если по каким-либо причинам, мой ум не сможет различать признаки и устанавливать связи, то никакого стула нельзя будет нигде сыскать. Нет никакой самосущей природы стула, взятой отдельно от его признаков. Есть лишь слово, обозначающее то или иное скопление признаков. Далее, я увидел, что признаки также не имеют самосущей природы. Где на свете я могу воспринять бежевость, деревянность или округлость в чистом виде? Признаки становятся различимы только как наличиствующие у того или иного предмета. Не странно ли? Предмет получает существование, благодаря восприятию признаков. Признаки получают существование, благодаря предмету. (Старый проказник Шакьямуни! Как ты глубоко копнул!). Таким образом, очень верно скказано в Ланкаватаре сутре: "Не существует ничего, кроме воображаемого умом."


Итак, я направлял и удерживал ум на кончике носа. Мое тело болело, и планы на предстоящий день не давали мне покоя. Увлекаемый блуждающими мыслями, я несколько раз терял объект медитации из виду. Так прошло около получаса, и затем качество сосредоточения изменилось. Тело перестало болеть. Напротив, я ощущал легкость. Переиоды удержания ума на кончике носа стали более продолжительными. Тогда я перешел к наблюденнию за характеристикой дыхания. Я пытался осознать его в каждой точке дыхательного цикла. Если в уме возникали отвлекающие мысли, то отпускал напряжение в уме и теле, затем возвращал ум на кончик носа. Ощущение дыхания стало очень легким, и мне приходилось очень тонко настраиваться на него, чтобы его уловить. Так, я не заметил, как пропало ощущение границ моего тела. Вообще, мне не было до него никакого дела. Я целиком присутствовал в дыхании. Случайные блуждающие мысли иногда разрывали мое присутствие, но не надолго. Так я практиковал.


Ещё одно наблюдение. Точнее, вывод из наблюдений. Я заметил, что присутствую в каждой мысли, которая появляется в моей голове. Миллионы маленьких меня поочереди подсвечиваются моим осознанием. Значительная их часть относится к образу меня и соотнесения других меня, как зависимых или создаваемых мной. Но практика показала мне, что это иллюзия. Сначала я являюсь собой, затем стулом, затем снова собой, имеющим память о существовании стула. Во время практики, когда блуждающих мыслей становится очень мало, вполне естественно ощущать себя объектом сосредоточения.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment