Храм на островах |
[Sep. 22nd, 2009|10:12 pm]
Овсы
|
Естественным продолжением предыдущих изысканий (тут и тут) стало выяснение вопроса, что за храм стоял рядом с сельцом Тарханово.
Исчерпывающий ответ на этот вопрос даёт книга В. и Г. Холмогоровых «Исторические материалы о церквах и селах XVI—XVIII ст.» (Москва, 1881—1913). В первом выпуске, посвящённом Рузской десятине, читаем:






Это позволяет установить, что храм, остатки которого находятся на островах посреди Рузского водохранилища, — церковь Николая Чудотворца в Лужках. Находилась она и вправду между Тархановым и Толбузиным, что подтверждает предположение о том, что Тарханово находилось ниже по течению Рузы, чем современные острова. Сама церковь, видимо, стояла на правом берегу Ведерниковского ручья при его впадении в Рузу.
А теперь откроем вполне современную газету «Рузский курьер», №49 (304) за 2008 год, и на стр. 12—13 прочитаем выдержки из исследования Николь Сарапкиной (в то время ученицы 9 «В» класса гимназии №1 из Рузы) «Образ святителя Николая Чудотворца в жизни моих земляков»:
Ружанка Татьяна Ермиловна Лаврихина (Чугунова) (родилась в 1914 году) поведала нам историю церкви Николая Чудотворца на погосте в Лужках, что на реке Рузе, какой она её запомнила — примерно с 1920 года до 1936, когда Татьяна, выйдя замуж, переехала в Овсяники. На протяжении всех лет своего существования церковь служила делу просвещения: сначала — православного, а затем — как школа-семилетка. Татьяне Ермиловне запомнилось, что церковь была большая, красивая, светлая, выстроенная в форме паруса. За церковной оградой росла белая сирень. Ребята ходили украдкой ее рвать. Церковные праздники были главными и едва ли не единственными в деревнях. Главными в Грулёве, где жила наша респодентка, да и ещё в десятке окрестных деревень были дни в честь Николая Чудотворца. Даже годы не позволили Татьяне Ермиловне забыть счастья всей семьи Чугуновых оттого, что именно на Николу, 19 декабря, крестили на дому Алевтину, ее сестру. Это было в 1922 году. Мороз был такой, что вода в лохани, где поили лошадь и куда должны были окунать младенца, замёрзла почти до дна. Восьмилетней Татьяне понадобилось согреть несколько самоваров, чтобы растопить тот лёд. Ярче всего запомнилось, как отмечались престольные праздники. На «Николу Летнего» обязательно приезжали с палатками из Рузы, народу было тьма, гулянья проходили у самой церкви. Обязательно сочинялись драки. Дрались до сумасшествия, так, что пастухи кнутами разгоняли. На «Николу Зимнего» гуляли три дня. По возможности забивали домашнее животное, заготавливали к этому времени довольно большие мешочки семечек, и все вместе лузгали — потом подметётся! Для печёного ставили целое ведро теста... Татьяна Ермиловна была ещё маленькой, но запомнила Крестный ход с резной иконой Николы Можайского. 12 человек на оглоблях несли огромную икону. Этого события ждали в деревнях, так как можно было пригласить в любой дом с молебном. Следует отметить, что процессия двигалась только через те деревни, которые приглашали. Эту икону несли из села Спирово Волоколамского района. Женщина не помнит, когда именно церковь прекратила службы, но колокола сняли в самом начале 30-х годов. Колокол потом висел посреди деревни, созывая крестьян на работы. Братьев-близнецов Петра и Павла крестили (они с 1929 года), значит, тогда церковь ещё работала. Трудная судьба была уготована этому храму. Приспособленное под школу здание ещё до войны было обезглавлено, снесены верхние ярусы колокольни. В 1965 году церковь-школа оказалась в зоне создававшегося тогда Рузского водохранилища. Проектировщики надеялись, что здание скроется под водой, и не стали его разбирать. Ожидания не оправдались, и лет 6—7 верхняя часть строения торчала из воды. Тогда его пришлось взорвать. Получается, война не разрушила строение, его взорвали люди. До сих пор в районе деревни Овсяники посреди водохранилища располагается остров, который образовался в результате взрыва. На камнях выросли деревья, появилась трава... Когда вода отступает, видны и надгробия захоронений. Местные жители прозвали остров Лохматым.
Можно заключить, что деревня Грулёво, упомянутая в предыдущем посте, действительно существовала, хотя на карте 1943 года и не обозначена (как, впрочем, и уже существовавшее тогда Демидково). А вот с островами есть какие-то странности. Во-первых, сомнительно утверждение, что они образовались «в результате взрыва» — скорее всего, храм, как ему и положено, стоял на холме при слиянии Ведерниковского ручья и Рузы, соответственно, под воду ему было уйти сложнее, чем окрестным полям. Во-вторых, на моей памяти Лохматым всегда назывался остров, поросший лесом (что вполне логично), находящийся поодаль и только при очень низкой воде соединяющийся старой дорогой с островом, на котором находятся погост и остатки церкви. А тут, как и в этой заметке, он считается имеющим к церкви самое непосредственное отношение.
|
|
|