serezhik_18 (serezhik_18) wrote in suer_vyer_,
serezhik_18
serezhik_18
suer_vyer_

Из новых находок. Рецензия на первое издание "Суера-Выера"

*


Наш друг Тимур Майсак обнаружил ранее неизвестные, до сих пор отсутствовавшие в биобиблиографии Юрия Коваля публикации!
Одна из них - небольшая рецензия на первое издание пергамента, автор - Николай Александров.

Юрий Коваль. Суер-Выер. Пергамент. М: Вагриус, 1998.
*
Детский писатель — особое явление природы, в чистом виде вызывающее серьезные подозрения. К счастью, именно в чистом виде явление это встречается редко, и на поверку наряду с написанным для подрастающего поколения обнаруживаешь или мистику с сильным привкусом абсурда (у Хармса), или Некрасова и символистов (у Корнея Чуковского), или даже гимн Советского Союза (у создателя «Дяди Степы»). С этой точки зрения роман «Суер-Выер» Юрия Коваля (1938–1995), обладающего достаточно прочной репутацией детского писателя, отнюдь не неожиданность, а закономерность. Вряд ли стоит давать этот роман на прочтение подростку, тем более ребенку.
Сразу же после опубликования романа в журнале «Знамя» проницательные критики отмечали его сходство с книгой, которую очень часто (и, может быть, напрасно) читают в нежном возрасте, — с «Гаргантюа и Пантагрюэлем» Франсуа Рабле. Сравнение вполне справедливо, и не только из-за насыщенности романа «карнавалом», «эстетикой низа» и прочей бахтинской прелестью, но и благодаря сюжетным и структурным совпадениям.
Корабль «Лавр Георгиевич» с капитаном Суером-Выером, лоцманом Кацманом, боцманом Чугайло, старпомом Пахомычем, матросами, мадам Френкель, кутающейся в одеяла и безвыходно сидящей в своей каюте, и рассказчиком-летописцем плывет, «открывает острова», которые, прямо скажем, не вполне обыкновенны, а, напротив, весьма и весьма экзотичны. Остров Уникорн с темпераментным единорогом, Остров голых женщин с голыми женщинами, разумеется, Остров посланных на..., Остров высокой нра... и множество других образуют довольно причудливую географию и нередко отличаются своеобразной природой.
«Линия холмов, отороченная серпилиями пальм, впадины лагун, обрамленные грубоидальными ромбодедронами, перистые гармоники дюн, укороченные кабанчиками вокабул, — вот краткий перечень мировоззрения, которое открылось нам с «Лавра», когда мы подходили к острову теплых щенков», — таким пейзажем открывается глава об острове, где действительно живут теплые щенки, никогда не вырастающие во взрослых собак. Что ж, флора вполне соответствует фауне (и наоборот).
Коваль превосходно играет со словом, но игрой не злоупотребляет и будто сам посмеивается над собственным словотворчеством. Посмеивается и читатель, а иногда и попросту смеется, хотя книгу едва ли можно назвать веселой.
Коваль — не только остроумный, но и умный писатель. У путешествия «Лавра Георгиевича» есть смысл («ведь в сущности каждый шаг — открытие острова», как справедливо говорит один из персонажей романа) и благородная цель — Остров Истины.
И если открытие островов и название их — это сама жизнь, то прибытие на Остров Истины — смерть, финальная точка: «Я это ясно увидел и решил закончить этот пергамент. Закончим его внезапно, как внезапно кончится когда-то и наша жизнь. В НАЧАЛЕ БЫЛО — СЛОВО, В КОНЦЕ ЕГО, КОНЕЧНО, УЖЕ НЕ БУДЕТ».
Впрочем, в книге есть и несколько более оптимистичный вариант этой заключительной фразы: «В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО, И БЫЛО ОНО — БЕСКОНЕЧНО...»

Опубликовано: "Итоги вместе с Newsweek" №16 (101), 28 апреля 1998 г., С. 75.

Источник: https://www.facebook.com/groups/yuri.koval/permalink/1399480616780342/

Фото: обложка раритетного первого издания романа-пергамента Юрия Коваля "Суер-Выер". М: Вагриус, 1998.
Сканирование - serezhik_18.
Tags: - Коваль - библиография, - Коваль - пресса статьи, Суер-Выер, сканы обложек
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments