serezhik_18 (serezhik_18) wrote in suer_vyer_,
serezhik_18
serezhik_18
suer_vyer_

День рождения Якова Акима

*
Фотка
Яков Аким на вечере памяти Юрия Коваля. Фото В. Коротихина

В журнале Оли o_funambulo сегодня настоящий подарок к празднику!

А я решил перепечатать небольшую статью Юрия Коваля о друге-поэте.

      Юрий КОВАЛЬ
      ДРУЗЬЯ И ОБЛАКА
      К 60-летию поэта Якова АКИМА

      НАСТАЛО время вспомнить о городе Галиче и галичанах, о человеке в кожанке, который ведет по улицам первый в этом городе автомобиль, о мальчике, который рисует весну и кисточку макает в лужу…
      Эти образы связаны с именем поэта Якова Акима. В городе Галиче поэт родился, человек в кожанке — его отец, а мальчик, обмакивающий кисть в лужу, — герой его стихотворения. Образы и лица, подаренные жизнью, и художественные образы, созданные воображением поэта, в творчестве Я. Акима всегда слиты воедино, между ними нет расстояния, нет противоречия. Про Якова Акима в полной мере можно сказать: «Жизнь его — его стихи». Он никогда не писал стихи ради стихов, как необходимую и важную часть собственной жизни понимал он поэзию, и стихотворение возникало само собой. Мысли и чувство, прожитое и пережитое, рождали строку и слово:

      «Стихи мои, как письма:
      Им нужен адресат…».


      «Письмами к дорогим людям» называет поэт свои стихи, так они возникают, как письма, и, действительно, перечитывая последний его сборник «Утро и вечер», вышедший недавно в издательстве «Советская Россия», постоянно чувствуешь внутреннее обращение поэта к некоему адресату. Чаще всего это друг, умный, понимающий, готовый выслушать и понять душу поэта, разделить с ним его мысли.
      Лирический герой, поэтическое «я» присутствует в стихах каждого поэта, у Якова Акима с большой силой воплощен в стихах и лирический герой — «ты» — друг, понимающий и любимый.
Стихи-письма… О чем же пишут люди друг другу в письмах? О самом простом и о самом главном — о жизни. Наверное, поэтому поэтические строки Я. Акима на редкость естественны и человечны.

      «Мне странно, что я еще жив,
      Хожу, просыпаюсь в постели,
      Что бомбы, и голод, и тиф
      Меня одолеть не сумели.
      Так странно, что вновь суждено
      Ступить в эту тихую осень,
      Монетку в отверстие бросить,
      Деревья увидеть в окно...».


      Просто и цельно звучит строка, каждое слово — подлинно. «Бомбы, голод, тиф, монетка в метро, деревья за окном» — давнее и ежедневное — каждое слово, как след жизни, образ прожитого и пережитого. Никогда Яков Аким не сказал слова пустого или ложного, не увлекся темой-однодневкой, не изменил себе. Если стихи писались сами — он писал, если нет — молчал. Для любого поэта молчание — тяжелая болезнь. Но лучше болезнь, считает Я. Аким, чем бессовестное расточительство. Слово — высшая ценность, слово — самое дорогое, что подарила поэту жизнь.

      «Он жив, доставшийся мне с детства
      Упрямой правды капитал,
      Я милой родины наследство
      В пустых речах на промотал...»


      Поэзии Якова Акима абсолютно чужда патетика. Лирика его тиха, стихи исполнены в полутонах, и главная их тема — родина — земля, на которой родился и живешь, время, дружба, доброта. О добре вообще и о доброте сердечной он пишет чаще всего. И если порой в стихотворении нет этого слова «добро», оно читается за строчкой, звучит в нашей душе.
      Связь добра и времени волнует поэта, и строка трогает, заставляет и друга-читателя подумать о связи чувства и поступка.

      «...Эту связь прощенья и прощанья
      Постигаю дорогой ценой...
      Доброта живет, как обещанье,
      В людях, что проходят предо мной».


      Лирику Якова Акима никак не назовешь мажорной, все веселье своей души поэт отдал детям. В детских его стихах игра и выдумка встречаются на каждой странице, а стихи для взрослых всегда чуть грустноваты.
      Нам кажется, что эта грусть, печаль, свойственная большинству «взрослых» стихов Я. Акима, — замечательное их качество. Оно придает строке особенное звучание, приближает слово к сердцу читателя, подчеркивает и главную тему его творчества — тему добра. Жизнь не так уж проста, и прожить ее с достоинством не так уж просто, не уйти порой от грустного и печального, но все-таки надо помнить главное, для чего ты рожден, для чего пришел на землю. Это, главное, Я. Аким определяет так:

      «...Все остальное до поры забыто,
      А есть одно, что жизнь тебе дала:
      Быть для людей живым, порою скрытым,
      Пусть крохотным источником тепла».


      Каждое стихотворение поэта — и для взрослых и для детей — такой источник. В этом и причина того серьезного успеха, который сопутствует творчеству его на протяжении уже многих лет. Стихи его греют, помогают, поддерживают. Земным, человеческим наполнены они.
      Любовь к земле, на которой родился, любовь к человеку, живущему рядом, порою в лирике Я. Акима приобретает более широкие, философские границы:

      «Земля, Земля... Простор морей и суши,
      Товарищ верный до исхода дней.
      И даже после смерти наши души
      Не улетят, останутся на ней».


      Стихи для детей в творчестве Я. Акима занимают важнейшее место. Уже несколько поколений юных граждан нашей страны читали и зачитывались его стихами. «Неумейка», «Мой верный чиж», «Весна, весною о весне» — любимы детьми давно и сегодня. И в этих произведениях поэт не изменяет себе, только веселья для детей у него больше. Не бесшабашного, разудалого веселья, веселья — мудрого, тонкого, ироничного. Главная тема творчества — тема добра, внимания к человеку — живет в этих строках, приобретая особенную окраску. Продолжая лучшие традиции нашей поэзии для детей — традиции К. Чуковского и С. Маршака, — Яков Аким внес в детскую поэзию свою ноту. Стихи его всегда веселы и всегда серьезны.
      На первый взгляд может показаться странным, что один и тот же человек пишет и для детей и для взрослых. Это как-то не принято.
      Что обычно сегодня, а что необычно, что принято, а что не принято, на наш взгляд, не так уж важно. Важна цельность души. И важна — естественность. Любовь к детям — естественна для Я. Акима, естественны и стихи для них. Сам поэт так говорит об этих двух гранях своего творчества: «Но ведь существует какая-то связь между стихотворными книжками для детей и стихами для взрослых, если их пишет один и тот же человек... К тому же с годами выяснилось: от детства и юности до зрелых и почтенных лет, с утра до вечера — вовсе не так уж далеко».
      К детям, именно к детям направлены главные силы поэта, и если стихи для взрослых — письма-раздумья, то для детей — письма с особенным, потайным высокопедагогическим смыслом. В стихах для детей он работает как поэт-педагог.
      Еще одна важнейшая грань творчества Якова Акима — его переводы. Многим стихам Кайсына Кулиева, Нуратдина Юсупова, Каюма Тангрыкулиева, Рашида Рашидова, Василя Витки помог он прозвучать на русском. А замечательного молдавского поэта Григоре Виеру Яков Аким открыл для нас.
      ...Рассказывают, что некий драматург проснулся как-то ночью в холодном поту и сказал жене:
      — Какой ужас, что я — не Шекспир.
      Этот анекдотический драматург задумался-таки, наконец, о месте своего творчества в мировой культуре.
      Сегодняшний день и текущее время — тема эта не может не волновать художника. Впрочем, холодный пот того драматурга не тронет художника истинного. Истинный всегда верит в то, что слово его нужно людям.
      Интересно решает эту тему Яков Аким. В стихотворении, посвященном другому нашему замечательному писателю Виктору Драгунскому, он так пишет:

      «Что мы с тобою жили,
      Не будут знать века.
      Мы просто заслужили
      Друзей да облака...».


      Бог с ними, с веками, важно, чтоб слово было дорого людям, живущим сегодня.
      И мы сегодня читаем стихи Якова Акима, сегодня нужны они нам, сегодня кланяются поэту заслуженные им друзья. И облака.

«Учительская газета» от 17 декабря 1983 г.

Сканирование, OCR - serezhik_18.
Tags: - Коваль - пресса статьи, - Коваль - разные тексты, други - Аким
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments