serezhik_18 (serezhik_18) wrote in suer_vyer_,
serezhik_18
serezhik_18
suer_vyer_

Вспоминаем Владимира Лемпорта

*


10 лет назад в этот день ушел из жизни выдающийся художник XX века Владимир Сергеевич Лемпорт.

Под катом статья Николая Силиса, написанная к 2-х летию со дня кончины, а также небольшая подборка ссылок.

        ТРИ ИПОСТАСИ ВЛАДИМИРА ЛЕМПОРТА

        Банальная истина: время необратимо. Мы все знаем, что рано или поздно уйдем из этого мира. Но психика человека так устроена, что она всё время "хитрит". То есть – мы все надеемся на вечность. Правильно, наверное. Вечность, а нас может быть или не быть. (Извините за тавтологический ляпсус).
        Художникам, да и всем приверженцам искусства, крупно повезло. "Ты вечности заложник у времени в плену..." (Б. Пастернак).
        Художник, в каком бы жанре он ни работал, оставляет свой индивидуальный отпечаток в виде своих работ. "Рукописи не горят"... Скульптура не пропадает.
        Володя Лемпорт продолжает жить в своих скульптурах. Они стоят в мастерской, демонстрируются на выставках, публикуются в СМИ и величественно заявляют о своем присутствии в десятках монументальных композиций на архитектурных комплексах, разбросанных, можно сказать, по всему земному шару.
        Полувековое партнерство двух художников – явление феноменальное. Тем не менее – факт достоверный. Не следует думать, а тем более умиляться существованию такого творческого альянса. Сначала нас было трое: Лемпорт, Сидур, Силис. В свое время мы даже авторизировали свои произведения под аббревиатурой "ЛеСС", но тройственный союз оказался не прочным. Остались вдвоем – Лемпорт, Силис.
        В любой группе людей всегда с неумолимой закономерностью определяется лидер. В нашем случае доминантом изначально был Володя Лемпорт. Он – ветеран войны, инвалид от полученных в боях ранений, обладатель ордена "Красная звезда", полученного за мясорубку под Сталинградом. Но право на лидерство он приобрел не этим. В его характере всегда присутствовало что-то такое, что (априорно) исключало другие варианты.
        Может быть, потому мы разбежались с Вадимом Сидуром, может быть, поэтому я всегда подчинялся его авторитарному решению наших творческих и житейских проблем.
        О скульптурах Лемпорта говорить трудно. Скульптура, пожалуй, самый молчаливый жанр человеческой деятельности. Ее нужно смотреть, трогать, осязать.
        Стартовали мы все трое из Строгановки (ныне Университет им. С. Г. Строганова). Нашими мэтрами-преподавателями были И. И. Мотовилов, С. Л. Рабинович и архитектор Поляков. Из стен училища мы вышли реалистами, но без приставки "соц". Очень быстро приобрели звание нонконформистов со всеми вытекающими последствиями. Внутри коллектива постепенно наметились индивидуальные творческие векторы нашего скульптурного жанра.
        Теперь о Лемпорте...
        Я до сих пор не перестаю удивляться его способности мгновенно запечатлевать то, что попадало в сферу его внимания. Какой-то неведомый чудовищный усилитель сидел в его мозгу. Спустя час или день после общения с человеком он мгновенно воспроизводил портрет человека, фигуру или целую группу. Причем в глине и в довольно нужном размере. О сходстве я не говорю, оно присутствовало всегда. Но то, что выходило из-под его рук, было гораздо больше, нежели простое сходство. Какая-то полузапретная сущность проглядывала в произведении. Может быть, поэтому многие наши друзья, увековеченные таким образом в глине, надолго исчезали из поля нашего общения.
        Я в шутку иногда просил Лемпорта: "Володя! Не лепи портрет с него. Пусть он надолго останется нашим другом". Темперамент Лемпорта всегда опережал его возможности. Любое увлечение превращалось в неистовый маниакальный синдром. Он заболевал увлечением. Так, на одном дыхании он выучил французский язык.
        Однажды он "заболел" гитарой. Преодолев последствия ранения левой руки, освоил почти профессионально исполнение классических пьес на этом инструменте. И меня приобщил к этому нелегкому занятию. Мы в две гитары играли переложение "Лунной сонаты" Бетховена и экосез Шуберта.
        Затем им овладела страсть к переводам, в основном, песенного жанра. В репертуаре его застольных концертов появились песни Жоржа Брассанса, Бреля, Виньона, а потом "замахнулся" на спиричуэллы Гарри Белофонте и Луи Армстронга. А незадолго до болезни совершил чудовищный шаг в этой области – перевел с итальянского полностью "Божественную комедию" Данте.
        Не решусь что-либо сказать о достоинствах перевода, но об иллюстрациях его к тексту скажу определенно: гениально.
        И в завершении могу добавить: энергия, генерируемая Лемпортом, сохранилась в его работах: скульптурах, рисунках и записях, которые остались после его кончины. В этом – залог его бессмертия.
Николай Силис
"Наш изограф" №9, 2003 г.

Ссылки в сети:
Персональный сайт Владимира Лемпорта.
Экспозиция работ. Критические статьи. Биография.


По материалам сообщества:
Статьи Юрия Коваля о Лемпорте и Силисе. Уникальная видеосъемка Валентина Рябова.
Фрагменты документального фильма о скульпторе с уч. Юрия Коваля. Съемка Юлия Чернятина.


Фото из личного архива В. Лемпорта. Альбом "Владимир Лемпорт". М.: Белый город, 2011.
Tags: - Коваль в сети Ссылки, други - Лемпорт и Силис, фотографии
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments